Тотеизм часть мифологииЖивотные славянских мифовТотеизм друидов
ГлавнаяГостеваяФотогалереяТотеизм германских племен

«Если бы Бога не было — его надо было бы придумать» (часть 2)

В племени дикарей тотем переходит из поколения в поколение, почти всегда по материнской линии. Обращая внимание на этот факт, Фрейд рассуждает о том, что запреты, связанные с тотемом, направлены, в основном, на сыновей и отцов, но не женщин. Сыновьям запрещены инцест-связи с сестрами и матерями – как с родственниками, так и с кровными людьми по тотему.

Любое дикое племя, убив жертвенное животное, почтет за великое счастье за большим столом употребить его в пищу. Если это удовольствие получено в одиночестве, то все твои родственники обречены на вечные проклятия. Многие исследователи, а также и сам Фрейд, приводят в работах сведения о том, что жертвенное животное и являлось тотемом у древних племен. Дикари забивают тотем и съедают, поскольку только таким образом устанавливается священная связь между членами племени и между ними и их «святым». К тому же это реальный шанс впитать «силу» любимого тотема и пролить на себя божью благодать. После трапезы всегда устраивался ритуал оплакивания. Главная цель мероприятия – избавиться от «ответственности» за убийство. Забавно, что сразу же за скорбью устраивалось шумное празднование, где каждый мог выполнять все, что ему заблагорассудится. Фрейд писал, что для дикарей праздник - это позволенный, более того, обязательный эксцесс, торжественное нарушение запрещения.

Любить и ненавидеть можно в одно время. Точнее сказать, только так и бывает в жизни. Любовь не существует без частички ненависти, а ненависть не бывает хотя бы без крупицы любви. Часто мы это просто не осознаем. Об этом твердят все психоаналитики. Но мы все прекрасно знаем, что есть хорошо, а что есть плохо. Об этом нам еще в детстве поведал Маршак. То же относится и к любви и ненависти. Сознательно отличить одно от другого мы можем. У дикарей же, как и у детей, эти понятия слиты воедино. Достаточно вспомнить про тотемное животное, которое почиталось, но при определенных обстоятельствах с радостью истреблялось и съедалось. Дикари любят и боятся вождей одновременно, но если вождь, например, не сможет вовремя вызвать дождь, то убьют его несмотря ни на что. Дикари любят своих ушедших в иной мир родственников и в то же время боятся их злого духа, который в любой миг может развернуть хитрый план мести любимым сородичам. Папуасы, к примеру, в Новой Гвинее не увидят в этом противоречий, сколько бы вы не доказывали им правду. Это явное сосуществование любви и ненависти психологи именуют амбивалентностью чувств - дикари не только почитают тотем, вождя или родственников, но и выносить все это не могут, но сами не осознают этот факт, поскольку это социально недопустимо.

статистика www.totemism.ru (с) 2024 Тотемизм